Gutdver.ru

Отделка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шинный разъединитель

шинный разъединитель

шинный разъединитель
Как правило, разъединитель, соединенный с шиной называется шинным (исключение составляют разъединители обходных шин и трансферов, секционные разъединители, см. ниже).
Для шинного разъединителя необходимо указывать сокращенное обозначение (ШР), наименование секции, с которой он соединен, и наименование присоединения. Это необходимо для однозначного именования шинных разъединителей одного присоединения, соединенных с разными секциями шин. В этом случае все элементы, стоящие в цепи шинного разъединителя от шины до узла, соединяющего в себе более двух элементов схемы или до сдвоенного реактора, должны содержать в диспетчерском наименовании имя секции шин, к которой они присоединены. Это относится и с разъединителям, и к выключателям, реакторам. Иногда, в случае, если у присоединения один шинный разъединитель, ДН упрощают и не указывают, с какой шиной соединен шинный разъединитель. Тем не менее, в оперативных переговорах как правило уточняют эту информацию на словах.

Пример:
ШР 1 сек. 110 кВ Т-1: 1 сек. 110 кВ – наименование секции, Т-1 – наименование присоединения.
[Источник]

0658
[РД 153-34.0-20.505-2001]

Присоединение линии 10 кВ:
1 — Шинный разъединитель;
2 — Выключатель;
3 — Линейный разъединитель

Тематики

  • высоковольтный аппарат, оборудование .
  • комплектное распред. устройство (КРУ)
  • bus isolating switch
  • bus isolator
  • busbar disconnector

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Полезное

Смотреть что такое «шинный разъединитель» в других словарях:

шинный разъединитель — [Интент] шинный разъединитель Как правило, разъединитель, соединенный с шиной называется шинным (исключение составляют разъединители обходных шин и трансферов, секционные разъединители, см. ниже). Для шинного разъединителя необходимо указывать… … Справочник технического переводчика

секционный шинный разъединитель — sekcinis šynų atjungiklis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. busbar sectionalizing disconnector vok. Sammelschienenlängstrenner, m rus. секционный шинный разъединитель, m pranc. sectionneur de barres, m … Automatikos terminų žodynas

шинный выключатель — шинный разъединитель — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы шинный разъединитель EN bus isolating… … Справочник технического переводчика

линейный разъединитель — [Интент] линейный разъединитель Разъединитель является линейным, если одним концом он соединен с линией (КЛ или ВЛ) или элементом, являющимся частью линии – фидером, муфтой, связъю с объектом. Другим концом он не должен быть присоединен к… … Справочник технического переводчика

одиночная система шин — одинарная система (сборных) шин — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] одиночная система шин [Интент] Одиночная несекционированная система шин Одиночная… … Справочник технического переводчика

одиночная система шин — одинарная система (сборных) шин — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] одиночная система шин [Интент] Одиночная несекционированная система шин Одиночная… … Справочник технического переводчика

устройство плавного пуска — [Интент] Устройства УБПВД ВЦ предназначены для плавного пуска высоковольтных асинхронных и синхронных электродвигателей механизмов с "вентиляторной" (квадратично зависимой от скорости) характеристикой нагрузочного момента (центробежные… … Справочник технического переводчика

открытое распределительное устройство — Электрическое распределительное устройство, оборудование которого расположено на открытом воздухе. [ГОСТ 24291 90] распределительное устройство открытое Распределительное устройство, где все или основное оборудование расположено на открытом… … Справочник технического переводчика

открытое распределительное устройство — Электрическое распределительное устройство, оборудование которого расположено на открытом воздухе. [ГОСТ 24291 90] распределительное устройство открытое Распределительное устройство, где все или основное оборудование расположено на открытом… … Справочник технического переводчика

Sammelschienenlängstrenner — sekcinis šynų atjungiklis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. busbar sectionalizing disconnector vok. Sammelschienenlängstrenner, m rus. секционный шинный разъединитель, m pranc. sectionneur de barres, m … Automatikos terminų žodynas

Применение обходной системы шин

Схемы РУ с одной или двумя системами шин всех модификаций имеют общий существенный недостаток, заключающийся в том, что ремонт выключателей или разъединителей присоединений неизбежно связан с перерывом работы потребителей. При напряжениях 110 кВ и выше длительность ремонта выключателей, особенно воздушных, настолько велика, что отключение присоединений часто становится недопустимым. Исключить отмеченный недостаток позволяет применение обходной системы шин. Ниже рассмотрены примеры использования обходных шин и способы их подключения.

Схема РУ с одной рабочей и обходной системами шин. Простейший вариант такой схемы получается при добавлении обходной системы к рабочей не-секционированной системе шин (рис. 1.12). Схема включает следующие элементы: рабочую систему шин А1, обходную систему шин АО, обходной выключатель QO, выключатели присоединений Ql, Q2, разъединители QS1, QS2.

Любое присоединение, например W1, подключается к рабочей системе шин А1 через линейный разъединитель QS2, выключатель Q1, шинный разъединитель QS1, а к обходной системе шин — через обходной разъединитель QSO1. В нормальном режиме рабочая система шин находится под напряжением. Выключатели присоединений, линейные и шинные разъединители включены.

Обходной выключатель QO и обходные разъединители QSO1 отключены, обходные разъединители, обозначенные на схеме QSO, включены. Обходная система шин находится без напряжения. На время ремонта или ревизии любого линейного выключателя он может быть заменен обходным выключателем QO.

Читайте так же:
Выключатель с зеленым индикатором

Например, при замене выключателя Q1 надо произвести следующие операции:

— включить обходной выключатель QO для проверки исправности обходной системы шин;

— отключить выключатель Q1;

— отключить разъединители QS1 и QS2.

Достоинства схемы: разъединители во всех цепях предназначены только для обеспечения безопасности выполнения ремонтных работ, что соответствует их главному назначению; возможность ревизии и опробования выключателей без перерыва работы; простота схемы определяет небольшую стоимость выполнения РУ.

Недостатки схемы: при КЗ на линии должен отключиться соответствующий выключатель, а все остальные присоединения должны остаться в работе. Однако при отказе этого выключателя отключатся выключатели источников питания.

Короткое замыкание на рабочей системе шин или на шинных разъединителях также вызывает автоматическое отключение всех источников питания. В обоих случаях прекращается электроснабжение всех потребителей на время, необходимое для устранения повреждения.

Указанные недостатки устраняются путем разделения рабочей системы шин на секции и равномерным распределением источников питания и отходящих линий между секциями. В таких схемах РУ в цепи каждой секции предусматривается отдельный обходной выключатель или в целях экономии для обеих секций используют один обходной выключатель (рис. 1.13).

Эта схема состоит из следующих элементов:

— рабочей системы шин А, секционированной секционным выключателем QB на две секции 1ВА и 2ВА;

— обходной системы шин АО;

— выключателей присоединений Q1 ,Q2;

— обходного выключателя QO;

— разъединителей QS1, QS2.

Обходной выключатель QO может быть присоединен к любой секции с помощью развилки из двух разъединителей QS3 и QS4. Например, при включенном разъединителе QS3 и при отключенном QS4 обходной выключатель будет подключен к секции 1ВА.

Режимы работы секционного выключателя QB зависят от типа электроустановки (электростанция или подстанция), для которой предназначена данная схема РУ. Здесь же следует отметить, что одновременное включение разъединителей QS3 и QS4 недопустимо, так как в противном случае секционный выключатель QB будет шунтирован.

В этой схеме обходной выключатель QO также может заменить выключатель любого присоединения, например Q1, для чего надо произвести следующие операции:

— отключить разъединитель QS4 (если он был включен);

— включить разъединитель QS3 (если он был отключен);

— кратковременно включить обходной выключатель QO для проверки исправности обходной системы шин;

— включить QSO1 и включить QO;

— отключить выключатель Q1;

— отключить разъединители QS1 и QS2.

После указанных операций линия W1 будет получать питание через обходную систему шин и выключатель QO от первой секции 1ВА (рис. 1.14).

Иногда функции обходного и секционного выключателей совмещают (рис. 1.15). Здесь обходной выключатель QO присоединяется к рабочим секциям через перемычку из двух разъединителей QS1 и QS2. В нормальном режиме эта перемычка включена, обходной выключатель присоединен к секции 2ВА и также включен.

Таким образом, секции 1ВА и 2ВА соединены между собой через QS4, QO, QSO, QS2, QS1, и обходной выключатель выполняет функции секционного выключателя. При замене любого линейного выключателя обходным необходимо отключить QO, отключить разъединитель перемычки QS2, а затем использовать QO по его назначению. При этом на все время ремонта линейного выключателя параллельная работа секций нарушается.

Рис. 1.14 Рис. 1.15

Достоинства схемы: при КЗ на сборных шинах или при отказе линейных выключателей при КЗ на линии теряется только 50 % всех присоединений; возможность ревизий и опробование выключателей без перерыва работы; относительная простота схемы и низкая стоимость РУ.

Недостаток схемы заключается в том, что при ремонте рабочей системы шин необходимо отключить все источники питания и отходящие линии.

Схема (рис. 1.15) может использоваться для подстанций (110 кВ) при числе присоединений до шести включительно, когда нарушение параллельной работы линии допустимо и отсутствует перспектива дальнейшего развития.

При большем числе присоединений (более 7) рекомендуется схема с отдельным обходным и секционным выключателями. Это позволяет сохранить параллельную работу линий при ремонтах выключателей.

Рассмотренные схемы можно применять при парных линиях или линиях, резервируемых от других подстанций, а также радиальных, но не более одной на секцию.

На электростанциях возможно применение схемы с одной секционированной системой шин, но с отдельными обходными выключателями на каждую секцию.

Как уже отмечалось, в схемах с одной рабочей и обходной системами шин при необходимости ремонта рабочей системы шин требуется отключение всех присоединений на время ремонта, из-за чего нарушается электроснабжение потребителей. Применение схемы с двумя рабочими и обходной системами шин устраняет этот недостаток.

Схема РУ с двумя рабочими и обходной системами шин (рис.1.16) включает рабочие системы шин А1 и А2, обходную систему шин АО, выключатели присоединений Ql, Q2,, обходной выключатель QO, шиносоединительный выключатель QA, разъединители QS1, QS2, Каждое присоединение, например W1, подключается к рабочим системам шин через развилку из двух шинных разъединителей QS1 и QS2, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин.

Читайте так же:
Выключатель автоматический ва47 29 габаритные размеры

Как правило, обе системы шин находятся в работе при соответствующем фиксированном (равномерном) распределении всех присоединений, например присоединения с нечетными номерами подключены к первой рабочей системе шин А1, присоединения с четными номерами подключены ко второй рабочей системе шин А2. В нормальном режиме шиносоединительный выключатель QA включен, обходной выключатель QO отключен и обходная система шин находится без напряжения.

Обходные разъединители QSO отключены; разъединитель обходного выключателя QO включен. Такое распределение присоединений увеличивает надежность системы, так как при КЗ на шинах отключается шиносоединительный выключатель QA и только половина присоединений теряет питание. Если повреждение на шинах устойчивое, то отключившиеся присоединения переводят на исправную систему шин.

Достоинства схемы с двумя рабочими и обходной системами шин:

— имеются условия для ревизий и опробований выключателей без перерыва работы;

— существует возможность перегруппировки присоединений между системами шин, что бывает необходимо при изменении схемы сети, режима работы системы и др.;

— возможность проведения ремонта любой системы шин, сохраняя в работе все присоединения.

Недостатки этой схемы:

— отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, отключаются все присоединения;

— повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ на обеих системах шин, то есть приводит к отключению всех присоединений;

— большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ.

Некоторого увеличения гибкости и надежности схемы можно достичь секционированием одной или обеих систем шин (рис. 1.17). Обе рабочие системы шин находятся в работе при фиксированном распределении присоединений между секциями. Шиносоединительные выключатели QA1 и QA2 включены. Обходные выключатели QO1 и QO2 отключены. Обходная система шин находится без напряжения. Состояние секционных выключателей QB1 и QB2 определяется типом электроустановки, в которой применяется данная схема РУ.

Рис. 1.17. Схема с двумя секционированными рабочими и обходной системами шин

В этой схеме РУ при повреждении на шинах или при КЗ в линии и отказе линейного выключателя теряется только 25 % присоединений (на время переключений), при повреждении в шиносоединительном выключателе теряется 50 % присоединений. Если сборные шины секционированы, то для уменьшения капитальных затрат возможно применение схемы, где совмещены шиносоединительный и обходной выключатели.

В нормальном режиме разъединитель QS2 отключен, разъединители QS1, QSO, QS3 включены, обходной выключатель выполняет роль шиносоединительного. При необходимости ремонта выключателя любого присоединения, например W1, отключают выключатель QOA1 и разъединитель QS3 и используют выключатель по его прямому назначению. В схемах с большим числом линий количество таких переключений значительно, что приводит к усложнению эксплуатации, поэтому имеется тенденция к отказу от совмещения шиносоединительного и обходного выключателей.

РУ, выполненные по схеме с двумя рабочими и обходной системами шин, применяются на электростанциях и подстанциях при напряжении 110-220 кВ. На станциях при числе присоединений 12-14 секционируется одна система шин, при большем числе присоединений — обе системы шин. На подстанциях секционируется одна система шин при напряжении 220 кВ и числе присоединений 12-15 или при установке трансформаторов мощностью 125 МВА и более; при напряжениях 110-220 кВ обе системы секционируются при числе присоединений более 15.

При напряжениях 330 кВ и выше применение схем с двумя рабочими и обходной системами шин нецелесообразно, так как разъединители в таких схемах используются в качестве оперативных аппаратов. Большое количество операций разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями приводят к возможности ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями. Кроме этого, необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ.

Как устроены и работают высоковольтные разъединители

Как устроены и работают высоковольтные разъединители Высоковольтные аппараты: как устроены и работают разъединители Среди электрического оборудования высокого напряжения используются различные коммутационные аппараты. Одна из их групп получила название «Разъединители».

Эти конструкции используются для создания такого разрыва в электрической схеме, который не только исключает подачу напряжения, но и должен быть виден визуально.

Дело в том, что за всю многолетнюю историю эксплуатации электроэнергии сложились традиции безопасного ее использования. Отключения электричества выключателями нагрузки со сложными техническими устройствами скрыты от наблюдения. В случае возникновения у них поломок напряжение остается на участке, предназначенном для вывода из работы. Это очень опасно и является прямой предпосылкой для поражения людей электрическим током или выводу электротехнического оборудования из строя.

По этим причинам разъединители монтируют в высоковольтной схеме последовательно с выключателями и, как правило, после них для обеспечения безопасности производства работ.

Для понимания этого процесса представим участок электрической схемы, когда электроэнергия от источника на трансформаторной подстанции №1 передается по линии электропередач, разделенной на 5 рабочих участков к подстанциям №2 и №3.

Местоположение разъединителя в электрической схеме

Допустим, что на участке №3 (выделен красным цветом) возникла необходимость проведения технических работ, требующих по условиям безопасности снятия напряжения.

Читайте так же:
Дифференциальный автоматический выключатель авдт 63м

Для этого потребуется выполнить отключения силовых выключателей:

питающей подстанции №1;

потребляющих подстанций №2 и №3, которые находятся в работе по стороне нижнего напряжения и будут генерировать электроэнергию на линию, включая участок №3, за счет эффекта обратной трансформации.

При любой неисправности одного из выключателей или ошибочном либо их самопроизвольном несанкционированном включении на рабочем участке №3 появится напряжение, а это недопустимо.

Поэтому в электрическую схему после каждого выключателя смонтирован разъединитель, который дополнительно создает безопасный и видимый разрыв цепи.

Представленная выше картинка выполнена в упрощенном однолинейном исполнении. Однако, на практике высоковольтные линии электропередач используют минимум три фазы. Более точная схема для нашего случая подготовки рабочего участка №3 к техническому обслуживанию будет иметь следующий вид.

Схема подготовки рабочего участка

На ней каждая фаза «А», «В», «С» линии электропередачи показана своим цветом: желтым, зеленым и красным. На всех подстанциях она разрывается вначале своим выключателем, а затем — разъединителем. Только после этого каждая фаза линии электропередачи для участка №3 заземляется.

На этом рисунке вопрос заземления показан не полностью, а только для демонстрации необходимости его выполнения.

Место расположения разъединителя в схеме определяет его упрощенную конструкцию по сравнению с силовым выключателем нагрузки. Это объясняется тем, что выключатель должен надежно разрывать проходящую через него электроэнергию в нормальном режиме работы и аварийные токи коротких замыканий огромных величин, которые могут возникнуть в непредвиденный момент времени в любом месте участка схемы, защищаемого выключателем.

Такие процессы очень сложные. Они связаны с ионизацией окружающей среды и возникновением мощной электрической дуги, которая может сжечь контакты. Для предотвращения этого явления используют различные технические решения, основанные на применении сред с изоляционными свойствами. Ими наполняют рабочую область выключателя, в которой производится разрыв цепи.

Второе направление борьбы с дугой – это обеспечение максимального быстродействия отключающего механизма. Время его работы сопоставимо со взрывом и происходит примерно за два периода колебания гармоники синусоидального тока.

Столько же времени требуется современным защитам со средствами автоматики для выявления неисправности в схеме и подачи команды на исполнительный элемент выключателя.

Поэтому время отключения аварийных ситуаций защитами и автоматикой составляет порядка 0,04 сек.

Для разъединителей такие сложные устройства не нужны. Они спроектированы для отключения руками оператора или электродвигателями приводов без спешки. Поскольку разъединители устанавливаются после выключателей, то ими оперируют исключительно после снятия напряжения, когда электрической дуги быть не может.

Место расположения разъединителя и выключателя можно посмотреть на фрагменте оперативной схемы диспетчера.

Оперативная однолинейная схема участка

Так выглядит фотография участка этой подстанции, переданная со спутника.

Вид со спутника на подстанцию

Вид на этот же участок местности с земли со стороны вводной опоры.

Вид на ввод линии со стороны подстанции

Таким образом, разъединителями создают видимый разрыв электрической цепи для ее безопасного технического обслуживания после того, как выключателем нагрузки снято напряжение . Это их основное назначение.

Устройство высоковольтного разъединителя довольно сложное, но в то же время оно намного проще, чем у силового выключателя такого же напряжения. Рассмотрим примеры их исполнения для оборудования 330 кВ.

Элегазовый выключатель 330 кВ

Разъединитель 330 кВ

Единственные токи, которые отключают подобные разъединители — это возможные емкостные разряды, образуемые наведенным напряжением. На разрыв их мощности и рассчитаны силовые контакты разъединителей. В рабочем состоянии через них проходит максимальный ток нагрузки.

Для оперирования каждой фазой разъединителя по отдельности или в комплексе предназначены шкафы управления приводами.

Шкафы управления приводами разъединителей

Если внимательно посмотреть на приведенные фотографии, то видно, что коммутационные контакты выключателя и разъединителя расположены на значительной высоте. Это сделано из соображений безопасности для остального оборудования и обслуживающего эксплуатационного персонала.

На ОРУ-110 кВ безопасная высота расположения разъединителя меньше.

Разъединитель 110 кВ

Так лучше их обслуживать, проще и дешевле монтировать. Однако, это требует от обслуживающего персонала, находящегося под введенным в работу разъединителем, повышенного внимания. На практике встречались случаи, когда работники в сырую погоду поднимали вверх косу, сокращая безопасное расстояние до электрооборудования и попадая под напряжение 110 кВ.

Это лишний раз подтверждает, что технику безопасности необходимо не только досконально знать, но и безукоризненно выполнять.

Месторасположение разъединителей воздушных ЛЭП 10 кВ на опорах около крытого распределительного устройства с силовыми выключателями подстанции показано на фотографии.

Разъединители ВЛ 10 кВ

На следующей снимке виден способ управления разъединителем линии 10 кВ с помощью ручного привода. Питающий трансформатор находится рядом.

Разъединитель ВЛ 10 кВ

Разъединители воздушных линий на 6 кВ имеют такое же устройство, как и для линий 10 кВ.

Разъединитель ВЛ 6 кВ

На всех приведенных фотографиях видно, что любой разъединитель состоит из следующих конструктивных элементов:

силовой рамы, размещенной на безопасной высоте;

опорных изоляторов, жестко смонтированных на раме по концам образуемого разрыва для каждой фазы;

контактной системы, обеспечивающей надежное прохождение номинального тока линии и исключающей в разомкнутом состоянии подачу напряжения на участок, выделенный для обслуживания;

системы управления перемещением ножей.

У разъединителей, используемых для цепей с напряжением 110 кВ и выше, контактная система выполнена из двух подвижных полуножей, которые разводятся в противоположные стороны. В остальных конструкциях чаще используется один подвижный нож, вводимый в неподвижно закрепленный контакт.

Читайте так же:
Как классифицируются автоматические выключатели по виду расцепителя

Разъединители классифицируют по:

характеру установки (внутренней или наружной);

виду движения ножа для создания разрыва цепи (поворотного, рубящего либо качающегося типа);

способам управления: вручную оперативной изоляционной штангой или системой рычагов либо автоматически электродвигателями (может использоваться гидравлика и даже пневматика) с системой управления.

Все операции с разъединителями в работающей схеме относятся к опасным работам, их выполняет только обученный и подготовленный персонал по специально оформленным бланкам под непосредственным контролем диспетчера.

Особенностью высоковольтных разъединителей является то, что вместе с ними на одной платформе часто располагают заземляющие ножи с обеих сторон создаваемого разрыва. Ими удобно манипулировать оперативному персоналу, выполняющему переключения в схемах электроснабжения.

При переключениях важно правильно соблюдать очередность наложения/снятия заземления и включения/вывода из работы разъединителя. Нельзя включать силовой выключатель при установленном заземлении с любой стороны разъединителя. Это приведет к возникновению короткого замыкания.

Также нельзя накладывать заземления при включенном разъединителе и поданном напряжении на схему, что тоже создаст КЗ.

С целью недопущения при переключениях ошибочных ситуаций используется техническая блокировка действий оперативного персонала со стационарными заземлителями, разъединителями и выключателями. Она может быть:

электрической (на основе использования электромагнитного замка);

Конструкции блокировок бывают разными. Их сложность и надежность увеличивается с повышением величины напряжения, используемого в первичной схеме.

Для управления электрическими видами блокировок на валах поворота контактных ножей монтируют дополнительные контакты, используемые во вторичных цепях. Их называют блок контактами КСА. Они полностью повторяют положение разъединителя, одновременно с ним замыкаются или размыкаются. С целью расширения возможностей схем управления, защит и автоматики выключателей и линий эти блок контакты создают как с нормально открытым, так и закрытым положением.

На приводах стационарных заземляющих ножей и выключателей нагрузки тоже монтируются аналогичные блок контакты.

Блок-контакты КСА

Схемы управления электромагнитной блокировкой построены на принципе создания последовательных и параллельных цепочек электрических схем из контактов повторителей положения первичного оборудования: выключателей, разъединителей, заземляющих ножей.

Когда положение одного из этих коммутационных аппаратов изменяется оперативным персоналом, то соответственно происходит переключение их вторичных контактов, собранных по определенной логической схеме. Если при этом нарушаются требования безопасности, то электромагнитная блокировка запрещает дальнейшие действия с силовым оборудованием.

В этом случае необходимо разбираться с правильностью выполненных действий и искать допущенную ошибку.

Схемы оперативной блокировки разъединителей на подстанциях питаются от специальных источников напряжения постоянного тока.

Обязательные требования к разъединителям:

обеспечение видимого разрыва;

устойчивость конструкции к динамическому и термическому воздействию;

надежность изоляции при любых атмосферных явлениях;

четкость работы при ухудшении условий эксплуатации в дождь, снегопад, образованиях наледи;

простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации и обслуживания.

Более подробно эксплуатационные характеристики разъединителей изложены в этой статье.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Схема РУ-3,3 кВ

Схема РУ-3,3 кВ выполняется с рабочей (РШ), запасной (Зап) и минусовой (МШ) шинами. Рабочая и запасная шины состоят из трех секций, минусовая — не секционируется. К первой секции присоединяется преобразовательный агрегат, и питающие линии (фидеры) контактной сети ф1 и фг К третьей секции подключаются второй преобразовательный агрегат и третий фидер контактной сети rо второй секции подключен разрядник, запасной выключатель и сглаживающее устройство. От минусовой шины отходит рельсовый фидер РФ, называемый также отсасывающей линией, так как по ней Ток возвращается на подстанцию из тягового рельса.

Секционирование рабочей и запасной шины двумя разъединителями qs3 и qs4 позволяет поочередно выводить в ремонт первую и третью секции без полного отключения РУ-3,3 кВ.

Например, при ремонте первой секции сначала отключают быстродействующие выключатели QF3 и QFA фидеров контактной сети, затем их разъединители QSs и QS6 первого фидера, QS9 и QSl0 второго фидера (они попарно управляются общим ручным приводом),, на вводе от преобразовательного агрегата ЯЛ, отключается БВ QFX и разъединитель QSV наконец отключается секционный разъединитель QS3, а секция заземляется его заземляющим ножом. После окончания ремонтных работ переключения выполняются в обратном порядке: отключают заземляющий нож, включают разъединитель QSy и БВ QFX, затем разъединители фидеров QSs, QS6, QS9, QSi0 и Б В фидеров QF^QF^.
На схеме показано минимальное количество фидеров контактной сети. На двухпутных участках электрифицированных дорог количество фидеров может быть от 5 до 12 и зависит как от количества путей электрифицированного участка, так и от путевого развития станции, на которой расположена тяговая подстанция. Рассмотрим схему фидера контактной сети Ф,. На фидере используются однополюсные разъединители типа РВРЗ или РВКЗ-10 на 4000 А: шинный QSs, линейный QS6 и мачтовый QS7 (типа РС-3000/3,3 с приводом типа УМП-Н). Последний устанавливается за пределами помещения РУ-3,3 кВ на металлической опоре (мачте) и является фидерным разъединителем контактной сети. Для вывода выключателя QF3 в ремонт, необходимо предварительно обеспечить питание фидера от запасной шины через обходной разъединитель QFr В нормальном режиме на запасной шине напряжение отсутствует. Для подачи напряжения на запасную шину от рабочей предусмотрен запасной выключатель QFS с разъединителями QSi. Перевод питания контактной сети по фидеру Ф, через запасной выключатель производится без перерыва питания ЭПС в следующем порядке: включатся шинные разъединители QSls запасного выключателя и обходной разъединитель QS фидера Ф,; включается запасной выключатель QF5, питание от рабочей шины РШ подается на запасную через запасной выключатель и через обходной разъединитель QSs на фидер Ф,; затем отключается выключатель фидера QF3 и разъединители QSs и QS6 (одновременно общим ручным приводом): включаются заземляющие ножи разъединителей QSs и QS6 общим ручным приводом. Если существует опасность пробоя изоляции запасной шины во время отсутствия на ней напряжения, то предварительно необходимо проверить целость изоляции. Тогда порядок переключений будет следующим: включаются шинные разъединители QS15 и запасной выключатель QF1, напряжение с РШ подается на запасную шину и проверяется ее изоляция; включается обходной разъединитель фидера Ф, QSg; в результате фидер начинает получать питание по обходной цепи через запасной выключатель; отключается фидерный выключатель OF, шинный QSs и линейный QSb разъединители и включаются их заземляющие ножи для обеспечения безопасности ремонтных работ. Ввод фидера в работу осуществляется в обратном порядке: отключаются заземляющие ножи разъединителей фидера Ф,; включаются разъединители QSs и QS6 фидерный выключатель QF, отключается запасной выключатель QFS, обходной разъединитель QSs и разъединителем QS1S запасного выключателя. Фидерные выключатели и запасной обычно однотипные ВАБ-43 или ВАБ-49, могут использоваться также выключатели АБ-2/4. Выключатели вводов обычно ВАБ-28 или катодного типа ВАБ-49. На фидерах применяются для защиты изоляции РУ-3,3 кВ от атмосферных перенапряжений разрядники, на открытой части подстанции за проходным изолятором. Разрядник типа РМВУ-3,3 срезает волну набегающего с контактной сети перенапряжения. Для надежного отключения разрядника, он дополняется роговым разрядником с плавкой вставкой.
Для защиты изоляции оборудования от коммутационных перенапряжений ко второй секции подключается разрядник FV3 типа РВПК-3,3, который также осуществляет резервирование разрядников фидеров контактной сети. В ячейке запасного выключателя устанавливается разъединитель QSH для плавки гололеда.
Сглаживающее устройство (СУ) тяговой подстанции подключается ко второй секции шин РУ-3,3 кВ. На схеме изображено двухзвенное семиконтурное СУ и представлена на рис. 1, б. RС-контуры первого звена настроены на частоты от 100 до 600 Гц. Они подключаются через предохранитель и полюс трехполюсного переключателя QSl6 к шине РШ и через средний полюс и проходной изолятор к рельсовому фидеру между реакторами LR(nL Rr Второе звено СУ имеет фильтр, состоящий из одного конденсатора, и реактор L R2, к которому конденсатор подключен через третий полюс переключателя QSX6. Переключатель QSl6 выполнен на базе трехполюсного разъединителя. При отключении его ножами замыкается цепь разряда конденсаторов фильтроустройства на разрядный резистор R6. При включении заземляющих ножей переключателя QSl6 дублируются цепи разряда конденсаторов и обеспечивается безопасность персонала при проведении работ в фильтроустройстве СУ. Трансформатор тока ТА типа ТК4 предназначен для сигнализации о появлении ненормального режима (работа без одной фазы), при котором возможно возникновение гармоники 150 Гц, вызывающей большие помехи в линии связи. Через переключатель QSI6 к РШ подключается вольтметр PV и датчик напряжения К V, используемый в схемах автоматики.
Разрядное устройство, шунтирующее реакторы LR^hL R2 при включении разъединителя QSn с дистанционным приводом, служит для облегчения отключения выключателями QF фидеров контактной сети токов КЗ вблизи подстанции. Отключение выключателей приводит к наведению ЭДС в реакторах L Ry и L R2 и перенапряжению в тяговой сети. Когда перенапряжение достигает определенной величины, происходит отпирание тиристора VS и подключение разрядного резистора к реакторам. Энергия, занесенная в реакторах, рассеиваются в резисторах разрядного устройства.
Короткозамыкатель QN включается при пробое на землю изоляции рабочей шины или присоединенного к ней оборудования для создания шунтирующей цепи, исключающей протекание токов КЗ по оболочкам кабелей, проложенным по территории подстанции, и другим подземным сооружениям. Короткозамыкатель соединяет рельсовый фидер РФ с контуром заземления подстанции при срабатывании земляной защиты РУ-3,3 кВ. Амперметр, подключенный к рельсовому фидеру через шунт, измеряет общий ток РУ-3,3 кВ, возвращающийся на подстанцию из рельсовой цепи. Аналогичное подключение имеют амперметры на фидерах контактной сети. Кроме того, к каждому фидеру подключаются через предохранитель FU реле напряжения KV и испытатель коротких замыканий (ИКЗ). Реле напряжения запускает при КЗ вблизи подстанции телеблокировку, передающую частотный сигнал по линии связи, который отключает выключатель поста секционирования и прекращает питание точки КЗ от соседней подстанции. Испытатель КЗ проверяет состояние контактной сети после ее автоматического отключения, по результатам измерений разрешает или запрещает автоматическое повторное включение отключившегося выключателя фидера.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Балкон розетка от выключателя
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector