Gutdver.ru

Отделка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

При опускании подвижной плиты пресса установленный на ней кулачок К последовательно переключает конечные и путевые выключатели KB I, KB3, KBt. При подъеме подвижной плиты в исходное верхнее положение кулачок переключает конечный выключатель KB 2, что обеспечивает остановку плиты.  [32]

В механизмах, где требуется высокая надежность и особая точность переключения, используются конечные и путевые выключатели серий КР-3200 и К. При вращении приводного вала с винтом в таких выключателях происходит осевое перемещение двух гаек, воздействующих на силовые контакты.  [33]

На рис. 25 — 3 приведена электрическая схема автоматического управления прессом с применением конечных и путевых выключателей .  [34]

К аппаратам управления — приемникам энергии относятся контакторы, реле управления и промышленной автоматики, коман-доконтроллеры, кнопки управления, конечные и путевые выключатели , резисторы, реостаты, электромагниты, контроллеры, ручные и электромагнитные пускатели.  [35]

В настоящей главе дается описание наиболее часто применяемых на промышленных предприятиях элементов автоматических устройств, к которым можно отнести реле управления, датчики неэлектрических величин, конечные и путевые выключатели , командоаппараты и командные приборы. Приводятся также некоторые схемы работы агрегатов, установок и управления производственными процессами.  [36]

Такая последовательность осуществляется в соответствии с заданной программой или циклограммой посредством различных командных устройств ( командных приборов, реле времени, кулачковых механизмов, промежуточных реле, конечных и путевых выключателей , связываемых схемами блокировок), образующих вместе с объектом автоматизации разомкнутые системы автоматического управления.  [37]

На первом этапе с помощью сканатора ( генератора тактовых импульсов) обеспечивается циклический и последовательный опрос всех входов ПК, на которые подаются сигналы от командных устройств и элементов системы — кнопок и ключей управления, конечных и путевых выключателей , других ЭВМ.  [38]

При включении кнопки Пуск поводок с держателем втулок начинает поступательное движение от крайнего правого положения до крайнего левого положения; при достижении левого конечного нулевого переключателя поводок, отклонившись, изменяет направление и возвращается в исходное положение; при достижении правого конечного путевого выключателя происходит полное отключение устройства. Скорость возвратно-поступательного движения держателя со втулкой регулируют дросселем.  [39]

В сводной спецификации примененного электрооборудования дается перечень всего электрооборудования, обычно в таком порядке: а) электрические машины; б) рубильники; в) предохранители; г) автоматические выключатели; д) контакторы ( магнитные пускатели); е) реле всех типов; ж) электромагниты; з) трансформаторы; и) конечные и путевые выключатели ; к) кнопки управления; л) арматура сигнальная и осветительная; м) наборы зажимов; н) провода и кабели; о) прочее. В спецификации указываются: обозначение в схеме, наименование, количество, тип, технические данные электрооборудования ( или ссылки на ГОСТ, ТУ, каталог), а также при необходимости дополнительные сведения в примечании.  [40]

Конечные и путевые выключатели применяют в схемах управления электроприводами кранов и задвижек. Конечные и путевые выключатели ( рис. 19) снабжены поворотным рычагом или линейкой, которые при достижении механизмом конечной или заданной промежуточной точки упираются в установленный в этом месте ограничитель и воздействуют на находящееся внутри выключателя контактное устройство цепи управления электродвигателем.  [41]

Конечные и путевые выключатели применяют в схемах управления электроприводами кранов и задвижек. Конечные и путевые выключатели с масляным заполнением ( рис. 20) снабжены отверстием для ввода проводов 1, баком 2 для масла и поворотным рычагом 3 или линейкой. При достижении механизмом конечной или заданной промежуточной точки поворотный рычаг упирается в установленный в этом месте ограничитель и воздействует на находящееся внутри выключателя контактное устройство цепи управления электродвигателем. На путевых выключателях в случае надобности устанавливают датчики положения ( сельсины), сигнализирующие на пункт управления о месте остановки механизма.  [42]

Пружинный контакт 3 имеет такую форму, которая обеспечивает срабатывание микропереключателя лишь при достижении силы на штифте 4 более определенной величины. Для пневматических систем управления могут быть использованы пневматические конечные и путевые выключатели . На рис. 2.138, г показан струйный путевой выключатель.  [44]

Автоматическое управление осуществляется по путевому принципу с использованием конечных и путевых выключателей , а также реле времени.  [45]

Квалификационная характеристика электромонтера по ремонту электрооборудования 5-го разряда

Разборка, капитальный ремонт, сборка, установка и центровка высоковольтных электрических машин и электроаппаратов различных типов и систем напряжением свыше 10 кВ мощностью до 5000 кВт. Наладка схем и устранение дефектов в сложных устройствах средств зашиты и приборах автоматики и телемеханики. Регулирование аппаратуры и устранение неисправностей в схемах управления контактно-релейного, ионного и электромагнитного приводов. Монтаж и ремонт кабельных сетей напряжением свыше 35 кВт с монтажом водных устройств и соединительных муфт. Ремонт, монтаж, установка и наладка ртутных выпрямителей и высокочастотных установок мощностью свыше 1000 кВт.

Читайте так же:
Автоматический воздушный выключатель принцип работы

Ремонт и монтаж оборудования напряжением свыше 10 кВт с изготовлением узлов и деталей. Монтаж, ремонт и наладка устройств автоматического регулирования режима работы доменных, сталеплавильных печей и прокатных станов, блокировочных, сигнализационных и управляющих устройств туннельных печей, пускорегулирующего оборудования скипового подъемника. Ремонт сложного электрооборудования сушильных и вакуумных печей, уникальных автоматов максимального тока и автоматических лент. Демонтаж, сложный ремонт и сборка механической и электрической части электрических и электронных приборов всех систем и назначений. Балансировка роторов электрических машин, выявление и устранение вибрации. Капитальный ремонт силовых двух- и трехобмоточных трансформаторов с классом изоляции свыше 110 кВ, с принудительной циркуляцией и устройством регулирования напряжения под нагрузкой. Полный ремонт измерительных, печных, тяговых, сварочных, масляных и специальных трансформаторов с классом изоляции свыше 35 кВ.

Испытание и пробный пуск электрических машин под наблюдением инженерно-технического персонала. Должен знать: понятие о телемеханике; кинематические и электрические схемы и способы проверки на точность электрических машин различных систем, силовых и измерительных трансформаторов, оборудования распределительных устройств, приборов измерения, автоматического регулирования, кабельных и воздушных сетей; устройство реле различных систем и способы его проверки и наладки; устройство преобразователей, установок высокой частоты с машинными и ламповыми генераторами; правила и приемы работ по прокладке и ремонту кабельных и воздушных сетей в различных условиях; схемы и правила испытания электродвигателей, трансформаторов различных систем и электроаппаратуры; способы центровки и балансировки электродвигателей; назначение и виды, высокочастотных защит; правила настройки и регулировки контрольно-измерительных инструментов.

1. Автоматические устройства башен тушения коксохимических заводов — ремонт и наладка электросхемы.

2. Выключатели масляные высоковольтные — капитальный ремонт.

3. Кабели высокого напряжения — нахождение повреждения, вырезка поврежденного участка и монтаж вставки.

4. Контакторы, магнитные контроллеры, путевые выключатели — ремонт и регулировка.

5. Оборудование и аппаратура распределительных устройств высокого напряжения — — ремонт и монтаж.

6. Панели управления и магнитные станции высоковольтных электродвигателей прокатных станов — проверка и ремонт.

7. Панели управления многократного волочения со сложной схемой автоматического пуска пяти барабанов одной кнопкой с помощью реле времни — ремонт и наладка.

8. Пульты управления операторского освещения — ремонт и монтаж.

9. Потенциометры, сельсиновые датчики с передачами — ремонт с изготовлением деталей.

10. Реле времени, фотореле — проверка и ремонт.

11. Реле максимальное — проверка, ремонт и регулировка.

12. Роторы электродвигателей — балансировка, выявление и устранение вибрации.

13. Схемы автоматики рольгангов, упоров, перекидки клапанов воздухонагревателей мартеновских печей — ремонт и наладка.

14. Электросистемы механизмов загрузки доменной печи — полный ремонт и наладка.

15. Элементы счетных схем специальных систем управления длины раската, телемеханических устройств на агрегатах металлургических заводов — ремонт, монтаж и наладка.

16. Электроприводы многодвигательные с магнитными станциями и сложными схемами автоматики и блокировки — проверка и ремонт.

17. Электродвигатели высоковольтные — капитальный ремонт, сборка, установка и центровка.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

17.6. Контакторы, магнитные пускатели и контроллеры

По существу контактор подобен реле, так как он представляет собой электромагнитный выключатель, приходящий в действие при замыкании или размыкании цепи оперативного тока. Но в отличие от реле контакторы рассчитываются на коммутирование больших токов, иногда при относительно высоком напряжении. Они применяются для управления мощными приемниками электроэнергии — крупными электродвигателями, нагревательными устройствами и т. п. Таким образом, контакторы являются реле прямого действия и их электромагниты должны иметь большие значения хода и силы тяги.

Управление контактором осуществляется посредством оперативного тока вспомогательной цепи, причем это управление может выполняться простым нажимом одной кнопки в цепи оперативного тока (кнопочное управление).

На рис. 17.13 показано устройство электромагнитного контактора постоянного тока. Под действием оперативного (вспомогательного) тока в катушке 1 контактора к ее сердечнику 2 притягивается стальной якорь 3; последний, поворачиваясь вокруг оси 4, замыкает главные контакты 5 в цепи рабочего тока. Пружина 6 обеспечивает хороший нажим подвижного контакта. Главная цепь присоединена к зажимам 7 цепи рабочего тока и содержит главные контакты, соединительный гибкий провод 8 и катушку магнитного дутья 9- Магнитным дутьем называется растягивание дуги между главными контактами под действием внешнего магнитного поля для ускорения ее гашения.

Рассматриваемый контактор помимо главной цепи замыкает также контакты 10 в цепи оперативного тока — так называемые вспомогательные контакты, служащие для выполнения вспомогательных операций управления. Контактор переменного тока входит как составная часть в магнитный пускатель. Последний представляет собой комплектное устройство управления, состоящее из одного или нескольких электромагнитных контакторов, тепловых реле и кнопок управления. На рис. 17.14 показана схема магнитного нереверсивного пускателя переменного тока. Управление пускателем осуществляется с помощью двух кнопок — Пуск и Стоп, находящихся вне ящика пускателя. При нажатии кнопки Пуск замыкается цепь оперативного тока — от провода фазы А сети через контакты 4 одного теплового реле 5, через катушку 1 контактора, через контакты 4 второго теплового реле 5, через контакты кнопок Пуск и Стоп к проводу С сети. Под действием оперативного тока снабженный катушкой 1 электромагнит трехполюсного контактора притянет подвижный якорь. С последним жестко соединены главные подвижные 2 (образующие двукратный разрыв цепи главного тока в каждой фазе) и вспомогательные 3 контакты в цепи оперативного тока. Двигатель будет пущен в ход, когда замкнутся все эти контакты.

Читайте так же:
Как самому починить выключатель

Замыкание вспомогательных контактов 3 нужно для того, чтобы замкнуть цепь оперативного тока помимо контактов кнопки Пуск и, таким образом, предупредить размыкание оперативного тока, когда кнопка Пуск после нажатия возвратится в исходное положение.

При нажатии кнопки Стоп размыкается цепь оперативного тока через катушку 1 контактора, отпадает якорь, а главные контакты 2 под действием пружин размыкаются; двигатель останавливается.

Защита двигателя от перегрузок в магнитном пускателе обеспечивается двумя тепловыми реле 5 с биметаллическими элементами (см. рис. 17.6).

Вследствие значительной тепловой инерции тепловые реле не обеспечивают защиту от токов короткого замыкания, поэтому для защиты от внезапных коротких замыканий в цепи главного тока должны быть установлены плавкие предохранители 6.

Контроллерыпредставляют собой коммутационные аппараты, дающие возможность простым поворотом ручки или маховичка не только включать и выключать электрические цепи, но и производить сложные переключения элементов схемы управления электрических машин и аппаратов (например, пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование, торможение). Применение контроллера чрезвычайно упрощает работу обслуживающего персонала (водителя электровоза, рабочего у станка). Весьма наглядно устройство барабанного контроллера (рис. 17.15). На изолированном вращающемся валу 1 такого контроллера укреплены имеющие различную длину сегменты 2 (отрезки медных колец). Сегменты служат подвижными контактами, причем имеются отдельные сегменты на различные углы по отношению друг к другу. Некоторые сегменты электрически соединены между собой. Неподвижные контакты контроллера, так называемые контактные пальцы 3, укреплены на неподвижном изолированном основании 4. Каждому контактному пальцу соответствует определенный сегмент на вращающейся части.

Контактные пальцы изолированы друг от друга, и к ним подведены провода, соединяющие контроллер с управляемой установкой. При поворачивании вала 1 сегменты 2 в определенной последовательности соприкасаются с контактными кольцами 3, и таким путем осуществляются необходимые переключения в управляемых электрических цепях установки.

На рис. 17.16 показана развернутая на плоскости схема применения контроллера для управления двигателем постоянного тока с последовательным возбуждением. Здесь неподвижные контактные пальцы (3 на рис. 17.15) изображены в виде вертикального ряда кружков 1—10. Штриховой прямоугольник Б заключает в себе развернутую на плоскость схему барабана контроллера; полоски изображают контактные сегменты барабана. Барабан контроллера имеет семь различных положений: /, //, ///, О, III‘, //’, /’. В исходном положении барабана двигатель выключен, так как все контактные пальцы касаются лишь изолированной поверхности барабана. Повороту барабана в положение 1 на схеме соответствует совмещение вертикальной линии I со столбцом контактных пальцев. В этих условиях цепь тока замкнута через последовательную обмотку возбуждения двигателя, катушку магнитного дутья S (служащую для гашения дуги между подвижными и неподвижными контактами контроллера), контактный палец 1, обе части пускового реостата rп, палец 3, два сегмента барабана, палец 4, щетку А в якорь двигателя Д, щетку В, палец 7, два сегмента барабана и палец 6.

Легко проследить, что поворотом барабана в положение II его сегменты закорачивают половину реостата rп. В положении III барабана реостат rп весь закорочен и, следовательно, на выводы двигателя подано полное напряжение сети.

Если повернуть барабан из положения 0 в противоположную сторону, т. е. в положение / , то направление тока в якоре изменится по отношению к его направлению при положениях I—III и якорь начнет вращаться в противоположном направлении.

Если реостатrп рассчитан на длительную нагрузку рабочим током двигателя, то с помощью контроллера можно также регулировать частоту вращения двигателя. Барабанный контроллер может безотказно работать лишь при небольшом числе включений в час. Значительно лучше работает кулачковый контроллер (командоконтроллер). Основной его деталью является коммутирующее устройство кулачкового типа — кулачковый контакторный элемент. Схема подобного устройства, коммутирующего две цепи, показана на рис. 17.17. Здесь на управляющем валу 1 укреплены управляющие изоляционные кулачки 2. Две пружины 3 создают необходимое давление подвижных контактов 5 мостикового типа на неподвижные контакты 4, укрепленные на изолирующей плите 6. При повороте вала выступ кулачка давит на ролик 7 и при посредстве последнего отжимает подвижные контакты и размыкает управляемую цепь в двух местах. Когда же при повороте вала выступ кулачка отходит от ролика, пружина 5 поворачивает рычаг, несущий подвижные контакты, и цепь замыкается.

Читайте так же:
Выключатель для hdmi кабеля

Вдоль вала контроллера может быть размещено значительное число таких контакторных элементов, что дает возможность одновременно регулировать работу многих цепей (например, 12 в контроллерах промышленных электровозов). Чтобы упростить понимание сложных схем управления, составляется контроллерная диаграмма, которая показывает последовательность включения контакторных элементов (рис.17.18). В ней по вертикали указаны номера контактов, а по горизонтали — положения вала контроллера и состояние контактов. Если при данном положении вала контакт замкнут, то против него стоит крестик, если он разомкнут, то в диаграмме против него остается пустое место.

В цепях управления электродвигателями, в особенности при автоматизации управления, существенное значение имеют выключатели, срабатывающие (отключающие, включающие и переключающие), когда приводимый двигателем механизм поворачивается или перемещается на определенное расстояние.

Концевой выключатель разрывает главную цепь или цепь управления двигателя в результате нажима управляющего упора (кулачка). Эти выключатели имеют особо важное значение в подъемных устройствах.

Путевые выключатели коммутируют электрические цепи под воздействием управляющих упоров (кулачков), когда контролируемый объект проходит определенные точки своего пути.

По существу это варианты кулачковых командоаппаратов, в ряде случаев существенно упрощенные.

Описанная здесь аппаратура представляет собой лишь относительно простые примеры подобных устройств. В настоящее время электротехническая аппаратура в большинстве своем узко специализирована, т. е. приспособлена к особенностям условий и требований отдельных отраслей промышленности (горного электрооборудования, электрооборудования металлорежущих станков, электрооборудования строительных площадок и т. д.). Подобное оборудование изучается в специальных курсах. Одна из задач нашей книги — подготовка учащихся к слушанию этих курсов.

§ 346. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (5-й разряд)

Характеристика работ. Разборка, капитальный ремонт, сборка, установка и центровка высоковольтных электрических машин и электроаппаратов различных типов и систем с напряжением до 15 кВ. Наладка схем и устранение дефектов в сложных устройствах средств защиты и приборах автоматики и телемеханики. Обслуживание силовых и осветительных установок с особо сложными схемами включения электрооборудования и схем машин и агрегатов, связанных в поточную линию, а также оборудования с автоматическим регулированием технологического процесса. Монтаж и ремонт кабельных сетей напряжением свыше 35 кВ, с монтажом вводных устройств и соединительных муфт. Ремонт, монтаж, установка и наладка ртутных выпрямителей и высокочастотных установок мощностью свыше 1000 кВт. Монтаж, ремонт, наладка и обслуживание устройств автоматического регулирования режимов работы доменных, сталеплавильных печей, прокатных станов, блокировочных, сигнализационных, управляющих устройств туннельных печей, систем диспетчерского автоматизированного управления, поточно-транспортных технологических линий, сварочного оборудования с электронными схемами управления, агрегатов электрооборудования и станков с системами электромашинного управления, с обратными связями по току и напряжению. Ремонт сложного электрооборудования сушильных и вакуумных печей, уникальных автоматов максимального тока и автоматических лент. Балансировка роторов электрических машин, выявление и устранение вибрации.

Должен знать: основы телемеханики; устройство и электрические схемы различных электрических машин, электроаппаратов, электроприборов измерения и автоматического регулирования; общие сведения о назначении и основных требованиях к максимальной токовой защите; методы проведения испытания электрооборудования и кабельных сетей; схемы электродвигателей и другого обслуживаемого электрооборудования; устройство реле различных систем и способы его проверки и наладки; приемы работ и последовательность операций по разборке, сборке, ремонту и наладке электрических машин больших мощностей, сложного электрооборудования; правила испытания защитных средств, применяемых в электрических установках; порядок организации безопасного ведения работ в электроустановках, надзора и обслуживания работающего электрооборудования; построение геометрических кривых, необходимых для пользования применяемыми при ремонте приборами; принцип работы преобразователей, установок высокой частоты с машинными и ламповыми генераторами; расчет потребности в статических конденсаторах для повышения косинуса фи; способы центровки и балансировки электродвигателей; назначение и виды высокочастотных защит; правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов, правила техники безопасности в объеме квалификационной группы IV.

1. Автоматические устройства башен тушения коксохимических заводов — ремонт и наладка электросхемы.

2. Выключатели масляные высоковольтные — капитальный ремонт.

3. Кабель высокого напряжения — нахождение повреждения, вырезка поврежденного участка и монтаж вставки.

4. Контакторы, магнитные контроллеры, путевые выключатели — ремонт и регулирование.

5. Оборудование и аппаратура распределительных устройств высокого напряжения — ремонт и монтаж.

6. Ограничители грузоподъемности магнитоэлектрические — проверка, наладка и регулирование.

7. Панели управления и магнитные станции высоковольтных электродвигателей прокатных станов — проверка и ремонт.

Читайте так же:
Концевой выключатель ву 222

8. Панели управления многократного волочения со сложной схемой автоматического пуска пяти барабанов одной кнопкой с помощью реле времени — ремонт и наладка.

9. Погрузчики, пневмоперегружатели вагонные, складские, трюмные и другие специальные машины — капитальный ремонт и регулирование электрооборудования в полном объеме.

10. Потенциометры, сельсиновые датчики с передачами — ремонт с изготовлением деталей.

11. Приборы радиоизотопные — монтаж и наладка.

12. Пульты управления операторского освещения — ремонт и монтаж.

13. Реле максимальное, фотореле — проверка, ремонт и регулирование.

14. Роторы электродвигателей — балансировка, выявление и устранение вибрации.

15. Спредеры автоматические — определение неисправности, ремонт, монтаж, демонтаж.

16. Схемы автоматики рольгангов, упоров, перекидки клапанов воздухонагревателей мартеновских печей — ремонт и наладка.

17. Электросистемы механизмов загрузки доменных печей — полный ремонт и наладка.

18. Элементы счетных схем специальных систем управления длины раската, телемеханических устройств на агрегатах металлургических заводов — ремонт, монтаж и наладка.

19. Электродвигатели высоковольтные — капитальный ремонт, сборка, установка и центровка.

20. Электроприводы многодвигательные с магнитными станциями и сложными схемами автоматики и блокировки — проверка и ремонт.

Контакторы, магнитные пускатели и контроллеры

Контактор представляет собой электромагнитный выключатель, приходящий в действие при замыкании или размыкании цепи опе­ративного тока. В отличие от реле контакторы рассчитываются на коммутирование больших токов, иногда при относительно высоком напряжении. Они применяются для управления приемниками элек­троэнергии достаточно большой мощности — крупными электродви­гателями, нагревательными устройствами и т. п. Таким образом, кон­такторы работают как реле прямого действия и их электромагниты должны иметь большие значения хода и силы тяги.

Контактор управляется оперативным током вспомогательной

цепи, причем это управление мо­жет выполняться простым нажи­мом одной кнопки в цепи опера­тивного тока (кнопочное управле­ние).

На рис. 16.13 показано устрой­ство электромагнитного контак­тора постоянного тока. Под дей­ствием оперативного (вспомога­тельного) тока в катушке 1 кон­тактора к ее сердечнику 2 притя­гивается стальной якорь 3 после­дний, поворачиваясь вокруг оси 4, замыкает главные контакты 5 в цепи рабочего тока. Пружина 6 обеспечивает хороший нажим подвижного контакта. Главная цепь присоединена к выводам 7 цепи рабочего тока и содержит кроме главных контактов соеди­нительный гибкий провод 8 и ка­тушку магнитного дутья 9. Маг­нитным дутьем называется растя­гивание дуги между главными контактами под действием внеш­него магнитного поля для ускоре­ния ее гашения.

Рассматриваемый контактор по­мимо главной цепи замыкает также контакты 10 в цепи оперативного тока — так называемые вспомога­тельные контакты, служащие для выполнения вспомогательных опе­раций управления. Контактор пере­менного тока входит как составная часть в магнитный пускатель.

Магнитный пускатель представ­ляет собой комплектное устройство управления, состоящее из одного или нескольких электромагнитных контакторов, тепловых реле и кно­пок управления. На рис. 16.14 пока­зана схема магнитного нереверсивного пускателя переменного тока. Управление пускателем осуществляется двумя кнопками — «Пуск» и «Стоп». При нажатии кнопки «Пуск» замыкается цепь оператив­ного тока — от провода фазы А сети через контакты 4 теплового реле 5, через катушку 1 контактора, через контакты 4 другого теплового реле 5, через контакты кнопок «Пуск» и «Стоп» к проводу фазы С сети. Под действием оперативного тока содержащий катушку 1 элек­тромагнит трехполюсного контактора притянет подвижный якорь. С последним жестко соединены главные подвижные 2 (образующие разрыв цепи главного тока в каждой фазе) и вспомогательные 3 кон­такты в цепи оперативного тока. Двигатель будет пущен в ход, когда замкнутся все эти контакты.

Замыкание вспомогательных контактов 3 нужно для того, чтобы образовать цепь оперативного тока помимо контактов кнопки «Пуск» и, таким образом, предупредить размыкание оперативного тока, когда кнопка «Пуск» после нажатия возвратится в исходное положение.

При нажатии кнопки «Стоп» цепь оперативного тока, содержа­щая катушку 1 контактора, размыкается, отпадает якорь, а главные контакты 2 под действием пружин размыкаются; двигатель останав­ливается.

Защита двигателя от перегрузок обеспечивается в магнитном пус­кателе двумя тепловыми реле 5 с биметаллическими элементами (см. рис. 16.6). Вследствие значительной тепловой инерции тепловые реле не обеспечивают защиту от токов короткого замыкания, поэто­му для защиты от внезапных коротких замыканий в цепи главного тока должны быть установлены плавкие предохранители 6.

Контроллеры представляют собой коммутационные аппараты, да­ющие возможность простым поворотом ручки или маховичка не только включать и выключать электрические цепи, но и произво­дить сложные переключения элементов в схемах управления элект­
рических машин и аппаратов (напри­мер, пуск в ход, регулирование часто­ты вращения, реверсирование, тормо­жение). Применение контроллера чрез­вычайно упрощает работу обслужива­ющего персонала (водителя электрово­за, рабочего у станка). Весьма нагляд­но устройство барабанного контролле­ра (рис. 16.15). На изолированном вра­щающемся валу 1 такого контроллера укреплены имеющие различную длину сегменты 2 (отрезки медных колец). Сегменты служат подвижными контак­тами, причем имеются отдельные сег­менты, смещенные на различные углы по отношению друг к другу. Некоторые сегменты гальванически соединены между собой. Неподвижные контакты контроллера, так называемые контакт­ные пальцы. укреплены на неподвиж­ном изолированном основании 4. Каждому контактному пальцу со­ответствует определенный сегмент на вращающейся части. Контак­тные пальцы изолированы друг от друга, и к ним подведены прово­да, соединяющие контроллер с управляемой установкой. При пово­рачивании вала 1 сегменты 2 в определенной последовательности соприкасаются с контактными пальцами 3, вызывая необходимые переключения в управляемых электрических цепях установки.

Читайте так же:
Воздушные высоковольтные выключатели конструкция

На рис. 16.16 показана развернутая на плоскости схема примене­ния контроллера для управления двигателем постоянного тока с пос­ледовательным возбуждением. Здесь неподвижные контактные паль-

I II III О III’II’ Г

цы (поз. 3 на рис. 16.15) изображены в виде вертикального ряда круж­ков 1 —10. В прямоугольнике Б штриховыми линиями показана раз­вернутая на плоскость схема барабана контроллера; полоски изоб­ражают контактные сегменты барабана. Барабан контроллера имеет семь различных положений: /, //, III, 0,III’, IV, I’. В исходном положе­нии барабана 0 двигатель выключен, так как все контактные пальцы касаются лишь изолированной поверхности барабана. Повороту ба­рабана в положение / на схеме соответствует совмещение вертикаль­ной линии / со столбцом контактных пальцев. При этом цепь тока замкнута через последовательную обмотку возбуждения двигателя, катушку магнитного дутьяS(служащую для гашения дуги между подвижными и неподвижными контактами контроллера), контакт­ный палец У, обе части пускового реостатаRwпалец 3, два сегмента барабана, палец 4, щетку А, якорь двигателя Д, щетку В, палец 7, два сегмента барабана и палец 6.

Легко проследить, что поворотом барабана в положение //его сег­менты закорачивают половину реостата Дп. В положении III бараба­на реостатRuвесь закорочен и, следовательно, на выводы двигателя подано полное напряжение сети.

Если повернуть барабан из положения 0 в противоположную сто­рону, т.е. в положение /’, то направление тока в якоре изменится по отношению к его направлению при положениях /—///и якорь нач­нет вращаться в противоположном направлении.

Если реостатRuрассчитан на длительную нагрузку рабочим то­ком двигателя, то с помощью контроллера возможно также регули­рование частоты вращения двигателя.

Барабанный контроллер может безотказно работать лишь при не­большом числе включений в час. Значительно лучше работает ку­лачковый контроллер (командоконтроллер). Основной его деталью является коммутирующее устройство кулачкового типа — кулачко­вый контакторный элемент. Схема устройства, коммутирующего две цепи, показана на рис. 16.17. Здесь на управляющем валу 1 укрепле­ны управляющие изоляционные кулачки 2. Две пружины 3 создают необходимое давление подвижных контактов 5 мостикового типа на неподвижные контакты 4, укрепленные на изолирующей плите 6. При повороте вала выступ кулачка давит на ролик 7, который отжи­мает подвижные контакты и размыкает управляемую цепь в двух местах. Когда же при повороте вала выступ кулачка отходит от ро­лика, пружина 8 поворачивает рычаг, несущий подвижные контак­ты, и цепь замыкается.

Вдоль вала контроллера может быть размещено значительное чис­ло таких контакторных элементов для одновременного регулирова­ния работы многих цепей (например, 12 в контроллерах электрово­зов).

Чтобы упростить понимание сложных схем управления, состав­ляется контроллерная диаграмма, которая показывает последова-

тельиость включения контакторных элементов (рис. 16.18). В ней по вертикали указаны номера контактов, а по горизонтали — поло­жения вала контроллера и состояние контактов. Если при данном положении вала контакт замкнут, то против него стоит крестик, если он разомкнут, то в диаграмме остается пустая клетка.

В цепях управления электродвигателями, в особенности при ав­томатизации управления, существенное значение имеют выключа­тели, срабатывающие (отключающие, включающие и переключаю­щие), когда приводимый двигателем механизм перемещается на оп­ределенное расстояние.

Концевой выключатель разрывает главную цепь или цепь управ­ления двигателями в результате нажима управляющего упора (ку­лачка). Эти выключатели имеют осо­бо важное значение в подъемных ус­тройствах. Путевые выключатели коммутируют электрические цепи под воздействием управляющих упо­ров (кулачков), когда контролируе­мый объект проходит определенные точки своего пути. По существу это варианты кулачковых командоаппа- ратов, в ряде случаев существенно уп­рощенные.

Контроллерная диаграмма управления двигателем

контак­тов

Вперед Назад

Описанная здесь аппаратура пред­ставляет собой лишь относительно простые примеры подобных уст­ройств. В настоящее время электро­
техническая аппаратура в большинстве своем узко специализирова­на, т. е. приспособлена к особенностям условий и требований отдель­ных отраслей промышленности (горного электрооборудования, электрооборудования металлорежущих станков, электрооборудова­ния строительных площадок и т.д.). Подобное оборудование изуча­ется в специальных курсах. Одна из задач этой книги — подготовка учащихся к слушанию специальных курсов.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 424 ; Мы поможем в написании вашей работы!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector